В последнее все участились случаи, когда банки стали блокировать карты клиентов-физлиц, вплоть до полного прекращения их обслуживания. Только за 10 месяцев текущего года было заблокировано 460 тысяч операций. Банки такие свои действия оправдывают ФЗ №115, который направлен на противодействие отмыванию денежных средств, полученных преступным путем.
Причин для остановки финансовых операций может быть несколько, но основной является именно блокировка подозрительных операций, подпадающих под ФЗ №115. Заранее следует оговориться, что подобные операции всегда можно оспорить, так как операции по банковской карте не нарушают нормы действующего законодательства.
Резкое увеличение операций по карте, связанных с зачислением денег и их списанием, может косвенно свидетельствовать о мошеннических операциях для антифрод-системы, которая отслеживает все действия клиентов с банковским «пластиком». Итогом этого может стать блокировка карты. Стоит подчеркнуть, что в таких случаях происходит не только блокировка карты, но и блокировка счета.
Для антифрод-системы также подозрительными могут показаться операции, которые осуществляются в разных местах в короткий временной интервал. Поэтому, перед тем, как отправиться за границу, стоит предупредить сотрудников банка о запланированном отъезде.
Важный момент – банк может заблокировать карту в случае проведения транзакций, связанных с бизнесом, по той причине, что такое операции запрещаются условиями соглашения. Чтобы карта была разблокирована, гражданину необходимо будет обратиться в банковское учреждение и доказать, что поступившие на карту средства никак не связаны с бизнесом.
К примеру, если на карту поступают средства, которые перечисляются физлицу в виде пожертвований, банк об этом лучше уведомить заранее. Кроме того, лица, перечисляющие средства должны в назначении платежа указывать благотворительные цели.
Но есть и такие ситуации, которые четко подпадают под ФЗ-155. Например, если карта банка используется для зачисления на нее денег со счетов компаний-однодневок, с дальнейшим обналичиванием. Обнаружив такие операции, Русфинмониторинг их блокирует, а клиента заносит в черный список. Впоследствии у такого гражданина возникнут проблемы с получением финуслуг в других банках. Если клиент банковского учреждения попал в черный список, ему необходимо срочно обратиться в Русфинмониторинг, чтобы его исключили из числа неблагонадежных потребителей банковских услуг.
Но, к сожалению, в Русфинмониторинге до сих пор не отработана схема реабилитации клиентов-физлиц, попавших в черных список. Многие из клиентов вообще не знают о том, что именно в Русфинмониторинг стоит обращаться. Большой процент клиентов адресует свои жалобы сотрудникам банков, некоторые направляют свои претензии в Центробанк РФ. Лишь единицы обращаются в суд. И этот вариант восстановления справедливости, как показывает практика, часто бывает результативным, хоть и занимает много времени.
Так же, в число неблагонадежных клиентов могут войти и те, кто активно конвертируют деньги с электронных кошельков. Поэтому клиентам, часто использующим электронные кошельки, стоит пользоваться только картами операторов этих электронных веб-кошельков. Некоторые современные платежные системы выпускают свои пластиковые карты, напрямую подписав соглашение с карточными системами VISA, а также MasterCard. Есть еще один выход из данной ситуации – использовать системы денежных переводов без открытия банковского счета.
Кроме блокировки карты и счетов по подозрению в сомнительных операциях, известны и другие случаи блокировки банковского «пластика». Такое возможно в период кибератак, когда банки, чтобы защититься от киберпреступников, блокируют все счета и карты своих клиентов, информация по которым стала известной злоумышленникам.