
Рынок микрофинансирования в России активно растет, развивается технологически, кроме того, заметно увеличилась доступность услуг МФО для населения. Об этом свидетельствуют результаты исследования агентства «БизнесДром».
Так, более 51% в портфеле микрофинансового рынка составляют потребительские займы (аналог банковских продуктов), 28% — займы «до зарплаты», 21% — займы малому и среднему предпринимательству.
«И в 2017-м, и в I квартале 2018 года объемы микрофинансового рынка растут темпами выше банковского кредитования, средний квартальный прирост рынка микрофинансирования составляет около 8 млрд рублей. Услугами МФО воспользовалось на 50% больше клиентов, чем в предыдущий период, что в абсолютных значениях составляет более 6 млн заемщиков», — говорится в исследовании.
Уровень востребованности услуг МФО увеличивается, констатируют аналитики. Так, по данным НАФИ, более 70% опрошенных знают о деятельности МФО. По данным ВЦИОМ, половина опрошенных воспользуется займами в случае необходимости. Растет уровень финансовой грамотности населения.
Между тем возникает определенный риск «зарегулированности» рынка МФО, указывают аналитики, что приведет к снижению финансовой доступности.
«Если с рынка займов «до зарплаты» уйдут многие МФО из-за убыточности бизнеса и слишком больших регулятивных издержек, то это приведет к сокращению доступности этих микрофинансовых услуг и, самое главное, — к росту рынка нелегальных кредиторов («серых» кредиторов)», — допускают в «БизнесДроме».
Дальнейшее развитие отрасли будет происходить под воздействием технологического и регуляторного факторов, прогнозируют аналитики. «Например, сегмент платежных сервисов и карточных продуктов в ближайшие десять лет ждут глобальные перемены по причине бурного развития бесконтактных платежей, электронных денег и смартфонов, которые постепенно вытесняют пластиковые карты. На их место приходят мобильные приложения, в которых есть место и для небанковских организаций, в том числе МФО», — резюмируют в агентстве.