Новая стратегия Ситибанка привела к оттоку розничных клиентов. За два года их число сократилось на 40%, а подразделений — вдвое, пишет «Коммерсант».
По мнению экспертов, сокращение бизнеса направлено на то, чтобы в случае необходимости быстро и безболезненно свернуть бизнес в России.
Среди участников банковского рынка сегодня активно обсуждается информация, что Ситибанк меняет сферу обслуживания, и концентрирует все свое внимание на премиальном уровне, в связи с чем его деятельность осуществляется в большей степени за рубежом.
Финансовые эксперты отмечают, что в настоящий момент в банке выработаны условия, создающие неудобства в обслуживании клиентов среднего уровня. При этом на протяжении двух лет зафиксировано прекращение работы 24 филиалов и сокращение выдачи кредитных пластиковых карт, нацеленных на массового потребителя.
Факт предстоящего ухода Ситибанка с рынка России доказывает и анализ годовой отчетности финансово-кредитного учреждения. Отчетные бумаги демонстрируют сокращение клиентской базы банка на 40%, а это внушительное число – 600 000 человек.
Сложившуюся ситуацию попытался объяснить Михаил Бернер, глава дирекции банка по взаимодействию с клиентами. Из его слов стало известно, что в банке с 2014 года началась чистка кредитного портфеля, загруженного неактивными счетами, которая ни разу не проводилась в банке с момента его появления в России. При этом ведущий специалист заверил, что их структура держит уверенный курс на диджитализацию, поэтому большая часть клиентов обслуживаются не в офисах, а прибегают к услугам банка дистанционным способом.
По расчетам Михаила Бернера, к 2018 году удаленных пользователей в кредитной структуре будет насчитываться более 75% от общей массы клиентов. Однако правдивость этих слов можно поставить под сомнение, так как некоторые клиенты финансовой организации недовольны условиями предоставления услуг.
Сейчас ситуация такова: все клиенты Ситибанка переводятся в онлайн-режим, при этом его работа не налажена, отсутствует возможность перемещения денежных средств между картами, а продолжительность работы колл-центра очень ограничена.
Рассматривая деятельность банка, сразу следует отметить, что он на 100% является американской финансовой структурой Citigroup, работающей по всему миру. Основные виды ее деятельности – это кредитные услуги, различные операции с валютой и работа с ценными бумагами. При этом ресурсная база кредитной организации в России складывается из средств юрлиц и остатков денежных средств на счетах клиентов.
Согласно данным рейтинга «Итерфакс» по размеру активов во 2-ом квартале 2017 года российский Citibank расположился на 19 месте. При этом известно, что большая часть его розничного портфеля – это 300 000 кредитных карт.
На жалобы клиентов Михаил Бернер ответил, что они развивают удаленное обслуживание, а сервис перевода денег между картами не работает в связи с тем, что все еще находится в разработке. Основная задача при этом заключается в соответствии сервиса требованиям законодательства и нормативных актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов. Как только эта задача будет решена – в банке появится система переводов.
Согласно статистике, в банке с 2016 года отмечен рост кредитного портфеля на 8%, однако исходя из сведений, полученных от близких к Ситибанку источников, этот прирост осуществился из-за увеличения объема лимитов, предоставляемых настоящим клиентам. Известно и то, что в последнее время выдача кредитов осуществляется крайне редко.
По мнению Егора Григоренко, партнера компании Bain and Company, если российский Citibank на протяжении полутора лет не увеличит размер выдачи, то его кредитный портфель уменьшится в 3 раза.
Оценивая стратегию банка, многие финансовые эксперты сошлись во мнении, что Ситибанк создает благоприятные условия, чтобы быстро свернуть свою банковскую деятельность и покинуть Россию на случай расширения санкций и ухудшения отношений с США.