В последнее время все чаще стали появляться сообщения о клиентах банков, у которых, так или иначе, были похищены их личные средства.
Одним из таких способов является незаконное списание средств, отправленных на счет банка, но так и не зачисленных на него.
Ввиду увеличения числа такого рода хищений, Центробанк РФ и Минфин приняли решение об упрощении схемы возврата денег, незаконно списанных со счетов, благодаря чему, теперь не нужно доказывать свою правоту в судебной инстанции.
Раньше же в этом была необходимость. Напомним: предыдущий вариант поправок говорил о том, что клиентам, с чьих счетов произошло незаконное списание средств, необходимо в течение 14-дневного периода ознакомить представителей банка с решением арбитражного суда. Последний обязан доказать факт того, что денежные средства были сняты со счета клиента без его на то согласия. Если же клиент банка по разным причинам не успевал это сделать, банковское учреждение должно было исполнить платеж.
Но заранее следует оговориться, что предложенный Центробанком и Минфином механизм возврата денег будет касаться юрлиц. Теперь, если компания сообщит о незаконном списании денег без ее на то согласия, то банковское учреждение, на корсчет которого поступили денежные средства, может временно «заморозить» их зачисление на счет лица-получателя до 5 рабочих дней. Если же получатель не сможет предоставить документы (к примеру, ксерокопии договоров, накладных, счетов-фактур), которые смогут подтвердить целесообразность получения переведенных денег, средства возвращаются обратно плательщику.
Однако на практике проблема все равно имеет место. И все сложности возникают из-за того, что банки крайне редко успевают остановить движение платежа. Обычно в 90% случаев деньги зачисляются на счет получателя до того, как клиент банка заявит о незаконности проводимой операции. Все так происходит потому, что перевод со счета на счет обычно длится несколько часов, а нередко он осуществляется вообще за считанные минуты.
По мнению эксперта в области банковской безопасности, Николая Пятиизбянцева, законопроектом просто удалось закрепить сложившуюся между банковскими учреждениями практику. Но проблема, по его мнению, так и не решена до конца, ведь возврат средств без решения суда, а также блокировка денег на длительный период не осуществляется. А это значит, что мошенники смогут вывести деньги до того, как суд примет постановление в пользу пострадавшего клиента.
Законопроект также заставляет банковские учреждения следить за сомнительными операциями и моментально блокировать их.
Недавно законопроект изучался Советом при Президенте РФ по вопросам кодификации и гражданского законодательства. Заинтересовал Совет пункт о блокировке платежей. По мнению членов Совета, банковское учреждение при возникновении сомнений в законности операции должно сначала выйти на связь с клиентом (которым может выступать как физическое лицо, так и представитель компании-юрлица) для подтверждения операции, показавшейся банку сомнительной. Только после общения с клиентом и убеждения в незаконности операции, банк должен принимать решение о блокировке совершаемой транзакции и средств.
Совет посчитал, что банковское учреждение должно доказать, что оно предприняло меры по выходу с клиентом учреждения на связь. Члены Совета сошлись во мнении, что если же поиск связи с клиентом проигнорировать, то банки будут массово останавливать операции, формально следуя оговоренным в законопроекте пунктам, чего допускать никак нельзя.