Микрофинансовый рынок сегодня переживает не лучшие времена. Видя это, его участники пытаются смягчить возможные ограничения доходности по займам.
Так, совсем недавно СРО «Мир» опубликовала собственный вариант сокращения долговой нагрузки для заемщиков, суть которого заключается в привязке к размеру долга. Данная компания предложила ввести дифференцированную шкалу предельно возможного размера обязательств займополучателя перед МФО. Организация предлагает высчитывать предельный долг по займу (то есть денежную сумму, которую заемщик будет обязан вернуть МФО) отталкиваясь от размера взятых взаймы средств, либо основного долга.
На практике предложение микрофинансистов будет выглядеть следующим образом: чем меньше взята сумма – тем более высокая ставка будет установлена. Так, для взятых во временное пользование займов в размере 15 тысяч — коэффициент будет приравнен к 3-краному размеру основного долга; для займов от 15 до 30 тысяч рублей — коэффициент дойдет до уровня 2,5-кратного размера долга; для займов, размер которых колеблется в пределах от 30 до 60 тысяч рублей, назначен будет 2-кратный коэффициент.
Из этого следует, что доходность по взятым в МФО микрозаймам может ограничиться его трехкратным размером. И такой вариант считается более лояльным, в сравнении с предложенным в Госдуме пределом ставки в 150% годовых.
Эксперты утверждают, что завышенные ставки по микрозаймам, особенно некрупным по сумме, обоснованы экономически. По их мнению, если не устанавливать завышенные ставки для небольших микрозаймов, то краткосрочное кредитование небольшими суммами может просто стать нерентабельным для МФО. Причем, искусственно сдерживать ставки также бессмысленно, так как МФО придется покинуть рынок либо же урезать выдачи денег клиентам.
Известно также и то, что и сами участники рынка не желают идти на уступки клиентам и терять свои деньги по причине снижения доходности по займам.
Дискуссии, касающиеся корректировки границы переплат по займам, сформировали два конфликтующих между собой лагеря. Один лагерь – это ЦБ, который давит на рынок, заставляя его особо трепетно относиться к клиентам, второй лагерь – это противники каких-либо уступок, которые могут ударить по уровню доходности их бизнеса.
Чтобы не уходить с рынка, компании будут идти на внедрение дополнительных платных услуг. Также существует версия, что потребительские МФО могут пожелать перепрофилироваться в организации, кредитующие МСП (малые и средние предприятия).
Директор МФК «Домашние деньги» Андрей Бахвалов уверен, что такой ход невозможен, так как кредитование МСП является отдельным видом бизнеса, а МФО практически его не касаются. И все дело в фондировании. Ведь чтобы предоставлять кредиты предпринимателям по лояльным для них процентам, к примеру, на уровне 30-35%, частные МФО обязаны фондироваться под 10-12%. А функционирующие сегодня МФО привлекают денежные средства по ставкам 20-25%.
Кроме того, по его мнению, кредитование МСП – это кардинально иной формат деятельности: например, при проверке физлица, МФО дает оценку его платежеспособности, а чтобы исследовать юрлицо, придется изучать состоятельность организации, поэтому перепрофилирование для компаний так и останется лишь мечтой.
По прогнозам Андрея Бахвалова, из-за ограничения доходности и падения показателя рентабельности, многие компании просто исчезнут с рынка либо же замаскируются, перекочевав в «серый» сегмент.
Источник: Bankir.ru