По сообщению пресс-службы Центробанка в 2016 году регулятору поступило более ста тысяч жалоб на некредитные финансовые организации. Как говорится в годовом отчете службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг это в 1,5 раза больше, чем в предыдущем, 2015 году, а более 50% всех жалоб приходится на МФО.
Некредитные финансовые организации – отдельный тип финансовых учреждений, выделенный Банком России. К ним относятся негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, акционерные инвестиционные фонды, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, субъекты страхового дела, упомянутые выше микрофинансовые организации и ещё ряд структур.
Данный тип финансовых организаций находится под непосредственным надзором структурных подразделений Банка России, куда также поступают звонки и жалобы от населения по различным случаям и вопросам.
Из диаграммы, опубликованной на сайте ЦБ, можно увидеть, что из 22% всех жалоб на некредитные финансовые организации, больше половины приходится на МФО. При этом доля таких жалоб на увеличилась на 3% по сравнению с 2015 годом. Всего, в 2016 году, на микрофинансовые организации пожаловались 11900 раз. Наибольший резонанс у граждан вызвали ситуации, возникающие с возвратом долгов по микрозаймам – примерно 44% от всего числа обращений. А 12 % клиентов и вовсе считают, МФО нарушают условия их договора по кредитам.
На втором месте по числу жалоб – 5% – эмитенты, которые выпускают (эмитируют) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности.
Отдельно стоит отметить, что меньше всего нареканий у населения вызывает работа кредитных потребительских кооперативов (КПК) и профессиональных участников рынка. Число обращений по данным организациям составляет всего 1% от общего числа жалоб.
По результатам рассмотрения обращений граждан ЦБ направил поднадзорным организациям более 8 тыс. предписаний об устранении нарушений и (или) недопущении нарушений законодательства, а также составил 5 100 протоколов об административных правонарушениях.