В последнее время наблюдается стабильное перемещение продаж страховых продуктов из профильных агентств непосредственно в банки.
И, казалось бы, все должны быть довольны: у банков есть комиссия, у страховщиков клиенты, у клиентов страховка. Однако ситуация никого не устраивает.
Теме банковского страхования был посвящен круглый стол, организованный Национальным рейтинговым агентством. Открыло заседание выступление Максима Данилова, руководителя Союза страховщиков, который отметил, что расширяющаяся услуга банковского страхования сегодня приносит все больше проблем как страхователям, так и страховщикам, а всю выгоду из сложившейся ситуации получают банки. При этом в Центробанк уже посыпались жалобы из-за некорректных продаж страховых услуг банками, и, следует сказать, что регулятор уже направил несколько предупреждение о завышении комиссионных процентов.
Максим Данилов подчеркнул, что комиссионные аппетиты банков не имеют границ и в некоторых ситуациях (например, страхование клиентов от несчастных случаев), а комиссионные могут доходить до 96%, в то время когда их размер не должен превышать 6%.
По этому поводу свое мнение высказал и Эльман Мехтиев, заместитель президента Союза российских банков. Он отметил, что страховщики сами «подпортили» рынок. По его мнению, страховым компаниям не следовало сотрудничать с банками, которые выставляют высокие комиссионные проценты, чтобы не «убивать» потребителя.
Среди заемщиков банков все чаще проявляется недовольство страховками, которые заставляют покупать «в нагрузку». За круглым столом участники выделили основные проблемы и факторы, которые становятся поводом для жалоб:
- Страхователи возмущены запретом на отказ от страхового полиса в случае преждевременного погашения кредита.
- Возникают конфликты между клиентами, банком и страхователями из-за недостаточной информированности заемщиков о страховом продукте. Например, только через некоторое время после получения кредита со страховкой, клиент узнает, что он застрахован от онкозаболеваний.
- Клиенты банков не знают, что их страховая защита съедается высоким вознаграждением за заключение страхового договора. Зная о таких моментах, многие клиенты отказывались бы от подобных условий.
- Высокая стоимость страховки вынуждает заемщиков переплачивать за кредит до 30% больше. Реальный пример: клиент был застрахован от несчастного случая. Размер страховки составил 50 000 рублей при получении кредита в 148 000 рублей.
- По договору инвестиционного жизненного страхования (ИЖС) заемщикам обещают доходность, но они ничего не получают.
Проблема мисселинга (непредумышленного обмана) сегодня остро стоит на повестке дня. Оценивая ситуацию, сложившуюся на страховом рынке, Максим Данилов подчеркнул, что продажа страховых продуктов «в неправильном русле» подрывает репутацию страховых компаний. По факту сегодня страховые компании работают на банковскую комиссию, а не на своего клиента. При этом, затронув перспективу, специалист заявил, что будущие продажи страховых продуктов он все равно видит в сотрудничестве с банками.
Также за круглым столом выступил Владимир Черников, гендиректор организации «Ингосстрах-Жизнь». Со своей стороны он также подтвердил наличие мисселинга на финансовом рынке. Решить проблему он предложил с помощью приветственных звонков клиентам банка от страховой компании. Задача такого общения – сохранить клиентскую базу. В некоторых случаях общение с заемщиками позволит подобрать страховой продукт, реально выгодный для покупателя. При этом Владимир Черников подчеркнул необходимость доступа к базе клиентов, чтобы позволить страхователям приобретать страховые продукты, которые в онлайн-продаже могут отсутствовать.
На данный момент проблема с навязыванием страховых услуг банками при получении кредита продолжает и дальше существовать, и она в который раз заставляет потенциальных заемщиков подумать о получении займа в альтернативных источниках – МФО или кредитных кооперативах.