Развитие кооперации в Швейцарии является образцом «неклассического» способа формирования кооперативного движения.
Правительство этой страны долгое время запрещало создание новых кооперативных филиалов, которые расширялись за счет повсеместного открытия торговых точек и внедрения системы самообслуживания.
Так, уже в 60-х годах 20 века в стране было сформировано 468 потребительских учреждений, в составе которых насчитывалось более 4 миллионов человек.
В 70-х годах кооператоры отказались от политики прибыли и приняли установку на снижение цен. В результате начался процесс укрепления КПК с одновременным их сокращением. Темпы ликвидации кооперативов были настолько быстрыми, что в 1983 году количество таких организаций сократилось до 41.
Но, несмотря на сокращение количества кооперативов, нельзя сказать, что кооперативное движение умирало. Наоборот, оно укреплялось и становилось более весомым благодаря целому ряду факторов:
- аполитичность кооперации;
- неформальное подчинение всех кооперативов Швейцарии Центральному союзу швейцарских кооперативов;
- строгие принципы деятельности, нарушая которые кооперативы сразу теряли соответствующий статус;
- объединение по целевым направлениям и сферам деятельности.
Итогом процесса концентрации стал рост оборотного капитала кооперативов, а на примере магазинов было видно, что их товарооборот увеличился более чем на 40%.
Основоположником потребительской кооперации в Швейцарии считают Г. Датвейлера. Деятельность свою он начал с формирования сети перемещающихся магазинов. Позднее он ушел в политику, передав свою компанию «Миграс» сыну.
Являясь также успешным капиталистом, М. Датвейлер был ярым последователем рочдельских идей, поэтому он приложил все усилия, чтобы переформатировать компании в кредитно-потребительский союз, в состав которого позднее вошли 12 кооперативов, рассредоточенных по разным регионам страны.
Не опираясь на уклады прежнего кооперативного движения, Датвейлер, используя свой огромный капитал в 13 млн. франков, направил предпринимательские методы в кооперативное направление. Это послужило толчком к его бурному развитию.
В 70-х годах кооператор создал свой банк и 20 предприятий, среди которых находился нефтеперерабатывающий завод и ряд станций по заправке топливом. Около 29 тысяч человек состояли в рядах кооператива.
Условия членства в организации были выгодными. Вступая в ее ряды, каждый пайщик получал возможность открытия собственной торговой лавки. В деятельности кооператива прослеживалась забота о местном населении – один процент от оборота кооператива отчислялся на культурные мероприятия и разнообразные общественные цели.
Рассматривая деятельность КПК в Швейцарии, можно сделать вывод, что успех кооперативного движения основывается на союзе мелких предприятий, на взаимовыручке и поддержке местных жителей, на создании выгодных условий членам кооператива, которым позволялось открывать и вести свою коммерческую деятельность.