Мы привыкли давать деньги взаймы друзьям или коллегам. В крайнем случае, людям знакомым и с определённой историей общения. Тяжёлый период после распада СССР, неконтролируемая активность разного рода пирамид и мошенников, которые, впрочем, встречаются и сейчас, ощутимо подорвали доверие населения к разного рода финансовым организациям. Но рынок развивается и открывает для нас новые возможности.
Направление P2P-кредитования (peer-to-peer, т. е. «от равного к равному») стремительно завоёвывает внимание и доверие потребителей. Способ представляет собой систему взаимодействия инвесторов и заёмщиков максимально простым и коротким способом – онлайн. P2P компании выигрывают в данной схеме за счёт отсутствия затрат на персонал, обслуживание офисов и расходов на аренду, что в свою очередь позволяет им предложить заёмщикам низкие ставки по кредитам.
Первой ласточкой стала британская Zopa, которая открыла P2P-платформу в 2005 году, поставив перед собой цель, сделать обращение денег в жизни людей простым и справедливым. Результат их деятельности говорит сам за себя – с тех пор компания выдала займов более чем на 1,9 млрд фунтов ($2,4 млрд), а число её клиентов превышает 500 тыс.
В дальнейшем P2P-кредитование получило активное развитие в США и Великобритании – именно в этих странах сегодня сконцентрированы основные платформы, которые, согласно данным из открытых источников, выдают наибольшее число кредитов. Другие страны также постепенно принимают эстафету, а китайский рынок вообще переживает сейчас настоящий бум.
Мировой объем рынка p2p-кредитования превысил $50 млрд в 2015 г. и, по разным прогнозам, достигнет $300–400 млрд уже в 2020 г.
Во многом, успех данного направления обусловлен тем, что займы при P2P-кредитовании разделяются на малые части. Это позволяет кредиторам снизить степень риска, финансируя множество небольших займов объемом от $25, и если какие-то из них не будут возвращены, это мало отразится на качестве портфеля.
Говоря о развитии P2P-кредитование в нашей стране, то темпы завоевания рынка значительно уступают западным примерам. По мнению ряда экспертов, это связано с тем, что на сегодня в России нет по-настоящему развитого кредитного бюро, где консолидировалась бы информацию о заемщиках. К тому же, отчетность большинства компаний далека от данных, отражающих реальное положение дел внутри компании. Совокупность этих двух факторов делает невозможным эффективное потребительское кредитование и кредитование бизнеса через онлайн-платформы.
Будущее развитие пророчат схеме кредитования с обратным выкупом, представляющее собой займ под залог активов. Такой вариант является наиболее безопасным и привычным для российских кредиторов, а также понятен большинству заёмщиков. Простым примером можно считать ситуацию, когда вы одолжили у друга сумму в 10.000 руб, оставив в залог свой телефон, приобретённый за 15000. В случае невыплаты долга, кредитор может продать актив и компенсировать свою потерю.