Потребительская кооперация еще на этапе своего зарождения подразумевала под собой независимое от государства существование. Времена менялись, но этот ключевой принцип потребкооперативам удалось сохранить по сегодняшний день. Поэтому есть смысл разобраться в том, что говорится в законе РФ «О потребительских кооперативах», в часности в статье 3, посвященной взаимоотношениям государства и потребкоооперации.
Итак, в данном законодательном акте говорится о том, что:
- Госаппарат и его органы не имеют права вмешиваться в хозяйственные вопросы потребкооперативов, в их финансовую и иную деятельность, также они не имеют права навязывать свою политику этим структурам. В число исключений входят случаи, обозначенные в законах РФ.
- Отношения между потребительским обществами, их союзами, а также официальными органами исполнительной власти регламентируются официальными соглашениями.
- Потребсообщества и их союзы самостоятельно занимаются разработкой программ экономического и социального развития.
- Нарушающие права и принципы деятельности потребсообществ акты, принятые госорганами любого уровня, могут быть признанными недействительными (таковыми они могут считаться тогда, когда будет доказано, что их пункты нарушают законодательство о кооперативной деятельности в России).
- Убытки, которые причинили госорганы любого уровня потребсообществам, должны быть возмещены пострадавшей стороне в полном объеме.
Также законодательные акты, которым подчинена деятельность кредитных и потребительских кооперативов, говорят о том, что никакой орган публичной власти не имеет права требовать от кооперативных организаций, а также их союзов, не обозначенной в законодательных актах отчетной документации.
Так как кредитные и потребительские кооперативы являются независимым звеном экономики, они самостоятельным образом ведут учет своих финансовых операций, финансовой и статистической деятельности. На них, как на независимом структурном звене, лежит ответственность за достоверность предоставленных данных. Но так как порядок возможен только там, где есть контроль деятельности, законодательством были установлены надзорные контролирующие органы. Именно они следят за тем, чтобы не допускались со стороны КПК действия, противоречащие законодательству.
Деятельность КПК контролируется контрольно-ревизионным органом КПК, в который входят пайщики. Над ними, в свою очередь, стоит высший орган — независимая аудиторская компания, которая дает оценку бухгалтерским операциям и финансовой политике. Но контролирует этот орган только те КПК, в которых числится больше 2000 пайщиков. Третий надзорный орган – СРО, который устраивает кооперативам систематические независимые проверки. Крупные КПК, в которых насчитывается больше 5000 членов, проверяет сам Центробанк РФ.
Анализ взаимоотношений потребкооперативов с государством говорит о том, что, несмотря на независимое от госаппарата существование этих структур, контроль их деятельности все равно обеспечивается.