Сегодня в век нарастающей глобализации, в эпоху усиления роли транснациональных корпораций и устранения барьеров в международной торговле, увеличивается социальное неравенство между людьми.
В России наблюдается усиление социальной напряженности, особенно в среде сельских жителей, и, на фоне сложившихся обстоятельств, развитие потребительской кооперации обретает еще большую актуальность, так как оно призвано обеспечивать людям нормальную жизнь и решать их социальные проблемы.
Игнорирование закона потребкооперации, потеря ее основной социальной миссии ведут к вырождению сущности кооперации и прекращению ее хозяйственной деятельности.
В последние годы сложилось впечатление, что значение кооперации заключается только в ее хозяйственной деятельности, удовлетворении потребностей членов кооперативов. При этом о социальной мисси даже не вспоминают. Но это неверный подход. Так как параллельно с хозяйственной функцией, кооперация подразумевает насаждение демократии и взаимопомощи, позволяет пайщикам принимать участие в руководстве кооперативом, дает образование, заботится о малоимущих лицах, а также инвалидах.
Сегодня потребкооперация оказалась в новых экономических условиях, ей требуется срочная адаптация и постоянное подчеркивание ее социальной весомости. При этом политика приспособления к новым условиям должна проводиться на основе кооперативных ценностей с выработкой механизма взаимодействия с государственным аппаратом и всеми представителями рынка.
Формирование многоотраслевой хозяйственной деятельности должно проводиться на фоне строгого управленческого контроля и внутреннего учета, с сохранением кооперативной самобытности. Чтобы кооперативным организациям было под силу выполнять свою главную задачу, которая заключается в удовлетворении социально-экономических нужд сельских жителей, им необходимо эффективно функционировать, наращивать экономический потенциал, добиваться экономической независимости. В условиях мощной конкуренции решить такие задачи смогут только профессионалы при комплексном подходе к управлению кооперацией.
Как известно, управление любым предприятием требует наличия необходимой информации для проведения эффективного бухгалтерского контроля и учета. По факту бухгалтерский контроль и учет в потребительской кооперации на всех ее уровнях является пока еще плохо отлаженным, поэтому требует пересмотра многих положений.
Из опыта высокоразвитых стран известно, что учетная система потребкооперации должна формироваться на стратегическом управленческом подходе к учету и контролю деятельности КПК.