В Германии наибольшее развитие получили кредитные кооперативы, которые преобразовались в кооперативные банки. На данный момент они предоставляют весь комплекс банковских услуг населению страны.
Такой вид банков является главным и зачастую единственным конкурентом сберегательных касс в маленьких городах и поселках — там, где традиционные банки не открывают филиалов из-за очень низкой рентабельности.
Владельцами кооперативных банков являются их члены, при этом каждый из них может обладать определенным количеством акций данного банка. Максимизация прибыли, в отличие от привычных нам коммерческих банков, не является целью. Главными источниками их фондирования выступают нераспределенная прибыль, а также сберегательные и вступительные для новых членов взносы.
Во время банковского кризиса в 2008 г. банки в Европе старались минимизировать свои убытки и повысили требования для новых клиентов. Они предпочитали выдавать займы только самым надежным заемщикам. Альтернативные финансовые решения населению предлагались кредитными кооперативами. В период нестабильности курса валют, кооператив обеспечивал пайщикам высокодоходные условия сберегательных программ, реально гарантирующие защиту средств своих членов от инфляционного обесценивания.
В отличие от банков, в кооперативных сообществах взаимодействие проще и быстрее, операционные расходы меньше, средства пайщиков остаются внутри. В этот сложный период кредитные кооперативы Германии снижали процентные ставки, упрощали процедуру выдачи займов. Этими действиями система кредитной кооперации Германии помогла найти доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и впоследствии стабилизировала экономику страны.
Финансовый кризис особенно сильно повлиял на экономику Германии в силу того, что экономика страны специализируется на экспорте высокотехнологичных инвестиционных товаров, спрос на которые в данный период сильно сократился. Количество выдаваемых кредитов упало, последовали сокращения рабочей силы, в основном в сферах гастрономии и гостиничном хозяйстве, строительстве и аграрном секторе.
В 2009 г. немецкая экономика испытала очень сильный конъюнктурный спад со времён основания ФРГ, составивший с учётом инфляции -5% ВВП. Однако, не смотря на ухудшающуюся экономическую обстановку в стране, немецкий народные кооперативные банки Райффайзена являются единственной банковской группой Германии, которая увеличила объём выданных кредитов с начала 2007 г.
Причина такого успеха — институциональное преимущество народных банков Райффайзена и клиентская база с количеством более 30 млн. человек. Это доказывает, что бизнес-модель основанная на членстве пайщиков, демократичности, близости к клиенту, учёта региональных особенностей и индивидуальном консультировании клиентов, оправдывает вложенных сил в ее построение.