Великий русский мыслитель и публицист, один из величайших писателей мира
Во время одного из путешествий молодому Льву Николаевичу Толстому попал в руки очередной выпуск альманаха «Полярная звезда», в котором была опубликована достаточно объёмная статья Александра Ивановича Герцена, где он описал свою встречу с Робертом Оуэном — английским утопистом и гуманистом, духовным отцом кооперативного движения.
Уже тогда идея преобразования государственного и экономического быта исключительно объединением и воспитанием людей методами их нравственного совершенствования вызвали у Льва николаевича огромное одобрение, о чем он и написал Герцену 14 (26) марта 1861 в своём письме: «Ваша статья об Овене, увы! слишком, слишком близка моему сердцу» (Л.Н. Толстой. Переписка с русскими писателями. В 2 т. Т. 2. Изд. 23е, доп. — М., 1978. — С. 135).
Новомодные тенденции добирались до Российской империи долго, около 40-ка лет. Первое рабочее потребительское общество под названием «Трудовой союз» появилось только летом 1906 года. Тем не менее, Толстой не терял времени, а старался в меру своих сил улучшать быт крестьян и выдвигал инициативы по облегчению жизни простого народа, чем заслужил большое уважение и авторитет у сторонников теории кооперации.
Владимир Александрович Поссе, один из будущих учредителей и главный руководитель «Трудового союза», многократно встречался с писателем для обсуждения кооперации в Российских реалиях начиная начиная ещё с 1895 года. А журналист и учёный, Вахан Фомич Тотомианц, осознавая экономическое значение и этическую важность кооперативного движения, попросил писателя высказать свой взгляд на кооперацию, обоснованно полагая, что мнение такого известного человека поможет становлению сего благого дела.
Толстой не заставил себя долго ждать, и вскоре Тотомианц получил следующее письмо:
23 января 1910 г.
Ясная Поляна
Вахан Фомич, Вы совершенно верно предполагаете, что кооперативное движение не может не быть сочувственно мне. Хотя я продолжаю и никогда не перестану думать и говорить, что единственное радикальное средство, могущее уничтожить существующее зло борьбы, насилия и задавленности большинства народа нерабочими сословиями, — есть обновление религиозного сознания народа, я не могу не признать и того, что кооперативная деятельность — учреждение кооперативов, участие в них — есть единственная общественная деятельность, в которой в наше время может участвовать нравственный, уважающий себя человек, не желающий быть участником насилия.
Признаю и то, что кооперация может облегчить дошедшую в последнее время до крайней степени нужду рабочего народа. Не думаю, однако, того, чтобы, как это думают некоторые, кооперативное движение могло вызвать или утвердить религиозное отношение людей к жизненным вопросам. Думаю, наоборот, что только подъём религиозного сознания может дать прочный и плодотворный характер кооперативному движению.
Во всяком случае, думаю, что в наше время это одна из лучших деятельностей, которой могут посвятить себя ищущие приложения своих сил молодые люди, желающие служить народу, а их так много. Если бы я был молод, я бы занялся этим делом, и теперь не отчаиваюсь попытаться сделать, что могу, среди нашего, близкого мне крестьянства.
Уважающий вас Лев Толстой.
*Полагаю, что письмо это никак не заслуживает того, чтобы его напечатать. Но если бы вы, паче чаяния, нашли это желательным, то я готов передать его в «Жизнь для всех» В. А. Поссе, который очень интересуется этим вопросом.
За это письмо Лев Николаевич Толстой был включён в список 264 деятелей, оказавших наибольшее влияние на развитие всемирной кооперации, опубликованный в «Историческом справочнике кооперативного движения», выпущенном в США несколько лет назад.