Видный русский ученый, экономист, профессор Ленинградского института народного хозяйства
Говоря о том, как зарождались идеи кооперации в России, мы часто забываем о такой простой и понятной для нашего сознания форме самоорганизации, как артель. А ведь, по сути, это добровольное товарищеское объединение с приоритетом личного трудового вклада участников, создаваемое для совместной деятельности на началах самоуправления, солидарности и взаимной ответственности, и представляет собой низовую форму самоорганизации простого люда — это могли быть крестьяне, ремесленники или, к примеру, охотники.
Именно в этих сообществах с полной определенностью выяснилась нравственная природа создаваемых населением единений, их цели, формы управления на основах широкого народоправства. И главным теоретиком кооператизма-артельности был Евгений Дмитриевич Максимов (Слобожанин).
После октябрьской революции, когда интерес к артели существенно возрос среди различных деятелей и публицистов того времени, Максимов (Слобожанин) активно стал активно пропагандировать это направление. Он видел смысл артели в удовлетворении «разнообразных жизненных потребностей личности — духовных, правовых, политических и экономических», т.е. в счастье человеческой личности.
Конечно, нельзя относить понятие счастья артельщика или пользу участников сообщества, к чисто потребительской или экономической переменной. Преуспевающие, успешные артели, видели свой «капитал» не в богатстве и финансовой мощи, а в продолжении традиций и устоев, в постоянстве форм взаимовыручки, возможности накапливать и совершенствовать мастерство и развивать общее дело.
«В отличие от других народов русский народ неизмеримо дольше удерживает артельные формы, обращаясь к ним на всем протяжении от догосударственного быта и до наших дней» — заявлял кооператор.
Слабое развитие идей русской артели и кооперации революционной эпохи заключалось в том, что идеологи и духовные лидеры кооператизма-артельности не успели получить достаточного политического веса. Кроме того, их программы в большинстве своём носили аполитичный характер, что существенно уменьшало их шансы на реализацию.
Теория «кооператизма» предлагала изменять социальную среду и личность внутри капиталистического устройства, в отличие от того же марксизма, в рамках которого предполагалось завоевание власти и изменение социального строя с тем, чтобы потом на новой основе появился новый человек. Борьба с капитализмом, что больше всего волновало правящую верхушку, в трудах кооператоров-артельщиков велась как бы исподволь и в успех идеи в этом направлении верили немногие.
Сам Максимов (Слобожанин) писал по этому поводу: «Кооператизм-артельность» не разрушает капиталистические фабрики и заводы, а, строя рядом с ними артельные и кооперативные мастерские, фабрики и заводы, делает первые ненужными».
Работы Е. Д. Максимова, сделавшего народные артели главным тезисом своей философии и социальной программы, заслуженно считаются на сегодня высшим воплощением и наиболее развернутым выражением идеи «артельности».